7

Дискурсивное восхождение новостей

Автор лекции
Анна Михайловна Сосновская
доцент, кандидат филологических наук
В рамках данной лекции мы дадим определение таких понятий, как «дискурс», «восхождение» и «дискурсивный анализ». Проведём анализ видео (имитационный тренинг, 3 роли), ознакомимся с правилами написания новостей.

Дискурс

Дискурс – это:

интенциональность текста (направленность текста на достижение определённого результата);

структура интерпретации, т.е. истолкование намерений текста, установление связности (когерентности) фрагментов дискурса;

проявление работы идеологии и власти (система идей, норм; направляющая деятельность в области сохранения властных отношений в государстве);

проявление доминирующей точки зрения (как принято говорить, конструировать определённую категорию).

Медиа-текст – упрощение макропосланий, подтверждение правил общества.

Дискурсивное восхождение – этапы создания новости или текста:

1. Методика конструирования новости для поддержания символического порядка в обществе.

2. Эмоциональное событие, построение высказывания с учётом причин и следствий (ответы на вопросы «кто виноват?» и «что делать?»).

3. Как надо было бы поступить? Какова норма?
Дискурсивное восхождение (по А. Дерябину)
Дискурсивный анализ
Единицей анализа также может быть некая интенция, присущая каждому тексту, и которая представляет собой общую установку, направленность текста на реализацию определенного результата (например, легитимацию определенной социальной проблемы).
Репрезентация события
1. Четыре первых вопроса лида: «кто?», «что?», «где?», «когда?».

2. На уровне социализации задумайтесь над последствиями события, о его значении и степени важности в настоящем. Что будет делать социум по этому поводу?

3. Далее, если необходимо снять большее количество материла, журналист отвечает на вопрос о том, как происходило конкретное событие. Важно установить последовательность, вспомнить участников, детали – реконструировать событие.

4. Излагаем позиции всех сторон: пусть читатель сам решит, кто прав или виноват. В случае, если вы можете изложить позицию лишь одной стороны, докладываете о невозможности связаться с другой, упоминая о том, как вы пытались разрешить эту проблему.

5. Включаем в материал пояснения экспертов, отвечающих на вопросы «кто виноват?» и «что делать»? Требования к экспертам: компетентность, независимость.

6. Показываем реакцию на событие. Если реакции нет, то можно её спровоцировать. Например, узнать у популярных спикеров, что надо было сделать, дабы избежать случившегося.

7. Используем предысторию и статистику. Рассказываем о распространённости явления, его бэкграунде (он вписывает событие в контекст), обращаемся к сравнениям, историческим примерам.

Один из признаков качественно написанной новостной заметки – амбивалентность восприятия происходящего.

*Лид — первый абзац журналистского текста, который несёт в себе мощный информационный заряд.

Один из признаков качественно написанной новостной заметки – амбивалентность восприятия происходящего.

Итак, основные критерии отбора новостей:

1. значимость события;

2. участие знаменитости;

3. масштаб события - много людей или денег;

4. драматичность или курьезность;

5. насилие, конфликт;

6. место происшествия;

7. правдоподобность;

8. краткость и острота;

9. влиятельность последствий на конкретное сообщество.
Контекст и социальные действия
1. Репрезентация и утрирование (повторение, выпячивание одного аспекта).

2. Диалог и конвенция (как это всё учитывает меня в качестве зрителя).

3. Культура и идеология (как это поддерживает ценности).
Новость
Новость
  • у каждой важной новости должен быть свой главный герой;
  • значимое событие должно быть наполнено драматизмом, борьбой интересов, конфликтом;
  • значимое событие должно содержать какое-либо активное действие;
  • большое значение имеют новизна и степень отклонения от общепринятых норм;
  • важна возможность привязки события к темам, которые в данный момент уже активно разрабатываются в СМИ.

Основные критерии отбора новостей:

  • значимость события;
  • участие знаменитости;
  • масштаб события (большое количество участников / вложенных средств);
  • драматичность или курьёзность;
  • насилие, конфликт;
  • место происшествия;
  • правдоподобность;
  • краткость и острота;
  • влиятельность последствий на конкретное сообщество.

Виды читателей

1. Обычные читатели.

2. Быстрые читатели.

3. Сверхбыстрые читатели.

Made on
Tilda