4

Интервью

Автор лекции
Анна Михайловна Сосновская
доцент, кандидат филологических наук
Мастерство коммуникатора. Интервью
Мы рассматриваем акт коммуникации как процесс контакта согласно гештальт психотерапии Ф.Перлза. Он рассматривал коммуникацию, контакт с другим человеком как проявление психологического метаболизма, по аналогии с принятием пищи.

Когда мы получаем информацию, мы получаем ее подобно пище, которая становится нами. Прежде чем это произойдет, человек должен определиться со своей потребностью, найти источник удовлетворения потребности, вступить в контакт, получить желаемое, переварить и интегрировать полученные данные.

Последователи Перлза по-разному называют стадии контакта. Согласно Лобб, М. С., первая стадия – конфлюенция, вторая – интроекция, затем –точка эготизма или выбора, затем – проекция, затем – ретрофлексия. Эти механизмы в психотерапии рассматриваются и как здоровые элементы и как проблемные, если процесс контакта не проходит все стадии, а застревает на каком-то этапе. Все стадии проходят очень быстро. Мастерство психотерапевта заключается в распознавании этой структуры, гештальта, на разных уровнях – от простого высказывания, до длительных стадий развития (например, периоды детского возраста). Итак, согласно итальянскому психотерапевту, сначала человек ориентируется в пространстве, сливается с собой, с ситуацией, это позволяет ему прислушаться к себе, справиться с беспокойством, далее - когнитивная стадия – интроекты – это имеющиеся знания и стереотипы поведения в подобных ситуациях, в точке выбора – принимается решение о продолжении контакта или прерывании. Проекция – это проверка имеющихся у нас предположений по поводу объекта. Мы проверяем, контактируем, и на последней стадии – усваиваем полученную информацию. На каждой стадии возможен срыв контакта. Описанная последовательность – условна и представлена для наших исследовательских и аналитических целей. Хорошие психотерапевты видят очень маленькие гештальты, и возможно их увидеть в рамках каждой описанной выше стадии.
Коллективное бессознательное и архетипы
Существует известная кривая контакта. Вертикальная ось – энергия, горизонтальная – время.
1 – Confluence; 2 – Introjection; 3 – Projection; 4 – Retroflection; 5 – Post-contact
Конфлюенция, интроекция, точка эготизма или выбора, проекция, ретрофлексия.


Срывы и неудачи контакта:

(1) некоторые люди никогда не могут достичь точки покоя.

(2) не знают своих потребностей.

(3) не могут мобилизовать свою энергию.

(4) не могут сделать выбор между альтернативами.

(5) не могут в полной мере сконцентрироваться на одном процессе.

(6) не могут различать между тем, что хорошо для них, а что нет.

(7) не могут испытать удовлетворение.

(8) некоторые люди не могут завершить контакт, множат незавершенные дела.

Каждая из точек цикла контакта наводит на мысль о возможной проблемной зоне.
Понимание цикла контакта позволяет лучше понимать, в чем проблема и управлять ситуацией.
Универсальные психологические стадии контакта в интервью
Рассмотрим интервью как гештальт. Интервью можно рассмотреть, как цикл контакта. В ходе интервью последовательно разворачиваются универсальные психологические стадии контакта.
Интервью описано с точки зрения респондента.

Ход интервью. Кривая динамики интервью состоит из 4 фаз и одной паузы:

1. ориентация

2. подготовленная часть информационного повода

3. личность респондента

4. выводы журналиста

5. пауза

На фазе ориентации человеку надо освоится в пространстве, прислушаться к себе – здесь журналист учитывает особенности преконтакта и помогает освоится. На второй стадии – человеку надо высказать то, что он подготовил и донес до студии. Журналист может задать общий вопрос и внимательно слушать заготовку. Далее, на стадии контакта, журналист задает уточняющие, провокационные вопросы. Происходит диалог – проявляется личность респондента. На последней стадии журналист подводит итоги для своей аудитории.


Пример гайда диалога

– У нас в студии…здравствуйте.

– Здравствуйте

– Как погода?/как добрались?/ наконец весна – вы любите весну?...

– Вы пришли к нам, потому что…

– Детали информационного повода (2-3 вопроса), активное слушание

– «Да, но..» противоречия, каверзные вопросы

– История из жизни, сказать о чувствах

– Резюмирование, уточнения

– Пауза

– Новый цикл

Ошибки респондента
  • Несоответствие, неконгруэнтность
  • Оправдания (цель – информировать, мотивировать, вдохновлять аудиторию)
  • Извинения
  • Глаза и брови – все смотрят на них
  • Подбор слов – позитив
  • Отсутствие юмора – легче
  • Всезнайство
  • Суетливость
  • Монотонность
  • Отсутствие пауз
Виды вопросов
  1. Открытые
  2. Закрытые
  3. Альтернативные
  4. Наводящие
  5. Встречные вопросы
  6. Уловки (компрометирующие), мотивирующие – вы, как эксперт
  7. Вопросы-связки – И? Так?
Базовые принципы выступлений
От чего зависит успех?
1. Новизна информации
Информация должна добавлять что-то к уже существующим знаниям. Например, интерес аудитории только вырастет, когда известные вещи будут рассматриваться под новым ракурсом.

2. Интрига
Формируйте свои высказывания так, чтобы слушатель захотел услышать продолжение. Напр., интервьюируемый: «Мы рассматриваем это совершенно иначе, нежели большинство людей». Интервьюер: «Действительно? И в чем же разница?»
Соотнесение высказываний с реальной жизнью слушателей/читателей. Какая польза для них?

3. Ясность. Представьте, что вы говорите не с коллегами, а с 7-летним ребёнком. Осознайте, что от вас не требуется доскональной точности интерпретаций и обоснований. Ваши фразы должны быть короткими, простыми и понятными.

4. Фокусирование. Не пытайтесь вместить весь ваш опыт в одно интервью. Сконцентрируйтесь на одной основной идее, которую хотите донести до аудитории.
Приёмы для ответов на каверзные вопросы
  • Уточнение. Что вы имеете в виду, что вы хотите услышать, для чего вам ответ; Мы не комментируем такие вопросы; Надо обсудить; Пришлите на рассмотрение; По закону мы рассмотрим вопрос в течение 3 дней.
  • Отшутиться, рассказать историю –аналог
  • Демонстрация силы. Поставить журналиста на место
  • Быть уязвимым. Быть ответственным, честным, прямым и открытым. Сказать о чувствах – ваша постановка вопроса некорректна, вызывающа, не интеллигентна, вульгарна
  • Ставить условия – или мы нормально разговариваем…
  • Своя игра. У вас должна быть мысль, которую надо донести до публики сквозь/вопреки журналистам (миссия)
  • Серьезно относиться к себе и своему делу
Как написать интервью
  • Роль собеседника: очевидец (о событии), эксперт (положение дел в его сфере), знаменитость (карьера и личная жизнь)
  • Собираем информацию, прежние интервью собеседника
  • Планируем яркие высказывания и провокационные вопросы. Упрек собеседнику и требование оправдания.
  • Обозначаем тему и просим уточнений. Фокусируем на теме, возвращаем к ней.
  • Пишем, редактируем
  • Согласуем интервью – можно опубликовать с купюрами, которые были вычеркнуты
  • Заголовок и лид (парадоксальная идея, кто ее высказал, еще идеи) – не согласовывают с респондентом

Made on
Tilda