8.1

«Европа незападная»: направление политических процессов в Турции и России

Автор лекции
Виктория Анатольевна Корочкина
доцент, кандидат политических наук
О Турецкой Республике
Турецкая Республика – унитарное государство. Вся территория страны разделена на 81 провинции, которые поделены на более низкие административные единицы (округа, муниципалитеты, села).

Турция – это государство со смешанной формой правления: в нем сочетаются элементы как парламентарной, так и президентской республики. Действует конституция, принятая в 1982 г.

Будучи, согласно конституции, государством турецкой нации. Согласно ст. 66, каждый, кто связан с турецким государством узами гражданства, является турком. В действительности Турция представляет собой очень сложный конгломерат различных этносов и религиозных групп, идентичность которых с момента образования Турецкой республики «стирается» господствующим этническим и религиозным большинством.

Население Турции – 74,7 млн. человек.

Официальный язык – турецкий.

Все граждане страны официально именуются турками.

Помимо собственно турок, 18 – 20 % населения составляют этнические меньшинства: курды, арабы, греки-понтийцы, албанцы, крымские татары, лазы, мегрелы, армяне и др.

Количество русских, постоянно проживающих в Турции, – около 50 тыс. человек.

Положений о правах меньшинств конституция не содержит. Установлено, что никакой язык, кроме турецкого, не должен преподаваться в качестве родного языка турецким гражданам в любых образовательных учебных учреждениях, что дискриминирует курдское меньшинство.

В Турции проживает огромное количество алавитов, по некоторым оценкам, даже больше, чем в Сирии. Они определенно не приветствуют политику Эрдогана в отношении Сирии, объятой пламенем гражданской войны. И они хорошо помнят, что одним из первых распоряжений мэра Стамбула Эрдогана был снос их молельного дома.

«Неоосман» Реджеп Тайип Эрдоган нетерпим к религиозному инакомыслию, что ощущают на себе не только алавиты, но и все представители мусульманских течений.

Также Эрдогана не устраивает национальное разнообразие Турции, что демонстрирует его политика по отношению к курдам. Государственная статистика говорит о 10-процентой доле курдского населения, в то время как в действительности их минимум вдвое больше. К тому же проживают они не только в своей «столице» Диярбакыре, но и в Стамбуле, который на четверть состоит из курдов.
Современная Турция
Современная Турция – синтез двух явлений: модернизации и секуляризации государства и роста политического ислама, допущенного к управлению страной благодаря созданной в результате модернизации и либерализации конкурентной политической системе.

Через 90 лет после создания Турецкой республики во главе страны оказались именно те силы, которые, по замыслу Ататюрка, должны были быть отстранены от управления государством по определению.
Начало модернизационного процесса в Турции
Основными вехами модернизационного процесса в Турции являются:

  • Ликвидация в 1922 г. султаната и последовавшее за этим упразднение халифата; запрет дервишеских орденов; введение системы светского образования; принятие уголовного и гражданского кодексов; латинизация алфавита и разделение религии и государства. Создавались условия, препятствовашие приходу к власти религиозных и традиционалистских кругов.
  • Трансформация системы государственного управления, сферы политики, образования, экономики и государственного права.

Неустойчивость «победы» над исламом, достигнутой с помощью институциональных реформ, проведенных турецкими националистами в 1920-х гг., обнаружилась уже вскоре после второй мировой войны, когда турецкая политическая система начала трансформироваться в более открытую. Сразу же после развертывания в 1946 г. процесса демократизации, выразившегося, в частности, в создании многопартийной системы, в Турции был зафиксирован рост активности верующих, увеличилось число посетителей мечетей и паломников в Мекку.

Однако в условиях строгого контроля армии над политическими процессами и отсутствия у консерваторов экономической базы, консервативная реакция в стране оказалась разобщенной и проявлялась главным образом на социальном уровне. Однако уже в 1969 г. Неджметтин Эрбакан выпускает манифест, считающимся первым идеологическим документом политического ислама в Турции. Этот документ соответствовал принципам «исламской экономики».
Военный переворот 1971г.
К концу 60-х гг. активизируются радикальные политические партии и группировки, студенческое протестное движение раскачивают внутриполитическую ситуацию в стране.

Армия продолжала оказывать только закулисное давление. Однако уже к началу 1971 г. совокупность экономических и политических факторов привела к тому, что правительство С. Демиреля и его Партия Справедливости под давлением социально-экономических проблем практически потеряли контроль над ситуацией в стране.

В отличие от переворота 1960 г., когда Демократическая партия до конца так и не утратила рычаги управления административным ресурсом, в 1971 г., в ситуации глубокого системного кризиса и фактического безвластия в стране, армия попробовала ограничиться «меморандумом 12 марта» с требованием отставки правительства и формирования нового кабинета, а также проведения всех необходимых реформ, но при безусловном следовании принципам кемализма.

Несмотря на то, что С. Демирель безропотно подал в отставку, и было сформировано новое правительство, оно фактически не смогло приступить к работе, поскольку его члены так и не смогли преодолеть непримиримые разногласия.

17 апреля 1971 г. на всей территории Турции был введен режим чрезвычайного положения; в Конституцию были внесены поправки, которые, наряду с ограничением ряда демократических свобод, расширяли функции СНБ и создавали суды государственной безопасности. Однако полностью преодолеть политический кризис все же не удалось. В период с марта 1971 г. до начала 1980 г. в Турции сменилось 11 кабинетов министров.

Отметим, что организаторами переворота были Рузи Назар (связанный с Туркестанским СС) и Алпарслан Тюркеш (Партия националистических действий, боевым крылом которой с 1969 г. являются «Серые волки», сбившие российский СУ-24 в ноябре 2015 г. в небе Сирии). Это секретные подразделения НАТО, так называемые «Гладио», имеющиеся почти во всех странах НАТО.
Военный переворот 1980 г.
На фоне очередного витка мирового экономического кризиса к 1980 г. в Турции в очередной раз обостряются социально-экономическая и межконфессиональная ситуация, а столкновения между левыми и правыми радикальными экстремистскими группировками принимают постоянный характер. Параллельно попыткам по созданию дееспособного правительства практически в любой конфигурации партийного или надпартийного состава, армия под руководством начальника Генштаба Кенана Эврена разработала план военного переворота «Флаг».

Убедившись в невозможности разрешения политического кризиса исключительно политическими методами, 12 сентября 1980 г. армия в очередной раз осуществила военный переворот. Власть в свои руки взял СНБ во главе с К. Эвреном; парламент был распущен; забастовки запрещены, формирование нового правительства с расширенным представительством было поручено адмиралу в отставке Б. Улусу. На этот раз возврат к гражданскому правлению произошел через более длительный срок – 3 года.

СНБ вынес запрет на деятельность всех существовавших политических партий. На 10 лет вводился запрет на осуществление политической деятельности и лидерам всех четырех ведущих партий Турции – Б. Эджевиту, С. Демирелю, Н. Эрбакану и А. Тюркешу.

В ходе подготовки к новым парламентским выборам военные власти осуществляли оценку соответствия новых партий положениям кемализма. Ограничение вмешательства государства в экономику.

В результате, на выборах 6 ноября 1983 г. победила Партия Отечества («ПО», лидер – Тургут Озал), выступавшая за укрепление рыночных механизмов экономики и дальнейшее разгосударствление.

Вводился запрет на создание партиями молодежных и женских организаций, а студентам и преподавателям университетов вообще запрещалось вступать в партии.

СНБ занялся разработкой новой Конституции, которая и была принята через одобрение на референдуме 5 ноября 1982 г.
Конституция 1982 г.
Структура сегодняшней турецкой политической системы определена в этой конституции. Ее положения еще больше расширяли полномочия президента, в частности, он получил право распускать парламент, объявлять военное положение и т.д.

В преамбуле определены задачи конституции: служение идее турецкой нации и Родине в соответствии с идеей национализма и принципами Ататюрка. Статьи 1 – 3 не подлежат изменению: это положения о республиканском строе, демократическом, светском, социальном и правовом характере государства, неделимости турецкого государства как «территории и нации», турецком языке как государственном, флаге, гимне и столице.

Конституция закрепляет принцип разделения властей. Она возлагает законодательную власть на Великое Национальное Собрание Турции, исполнительную – на президента и Совет министров, судебную – на независимые суды.

ВНСТ имеет одну палату и состоит из 550 депутатов, избираемых гражданами Турции путем прямого тайного голосования сроком на 4 года. К участию в выборах допускаются независимые кандидаты; избирательные блоки запрещены.

С точки зрения взаимодействия парламента, президента и правительства Турция является президентско-парламентской республикой. Правительство подотчетно как президенту, так и парламенту, но у первого больше возможностей влиять на его функционирование.

В конституцию неоднократно вносились поправки. Наиболее масштабные были сделаны в 2001 г. в связи с подготовкой к вступлению в ЕС и приведением основных гражданских прав и свобод в соответствие с Европейской конвенцией о правах человека.

Политический процесс конца XX века
Если в начале 70-х гг. происламские партии поддерживало около 11 % населения, то к середине 90-х гг. этот показатель составил уже 21,5 %. Это позволило Н. Эрбакану, лидеру партии «Рефах» («Благоденствие»), возглавить в июле 1996 г. коалиционное правительство. До своей вынужденной отставки в июне 1997 г. оно успело разрешить женщинам ходить в государственных и учебных заведениях в головных платках, приравняло дипломы выпускников исламских институтов к светским, сократило рабочие часы в священный месяц рамадан и т.д.

На период нахождения у власти Н. Эрбакана приходится и рост происламских настроений в некоторых силовых структурах Турции. Сильный удар по Н. Эрбакану и его партии в феврале 1997 г. нанес президент Турции С. Демирель, который обратился в Генеральный штаб ВС ТР с официальным письмом, в котором охарактеризовал деятельность правительства как несущую угрозу светскому строю и стабильности в стране. Терпение президента лопнуло после того, как поддерживавший тесные отношения с лидерами «Рефах» посол Исламской Республики Иран в Турции на «Вечере Иерусалима» публично призвал к установлению в стране законов шариата. Следствием этого обращения стали так называемые «20 требований» военных к правительству, среди которых, в частности, были: отказ от всех мусульманских нововведений, ведение борьбы против исламского фундаментализма, признание Н. Эрбаканом сугубо светского характера государства и др.

В июне 1997 г. под непрекращающимся давлением президента, Турецкого союза промышленников и предпринимателей (ТСПП) и армии коалиционное правительство Эрбакана-Чиллер было вынуждено уйти в отставку. А в январе 1998 г. Конституционный суд Турции принял решение о роспуске Партии благоденствия.

Реджепу Эрдогану, одному из лидеров «Рефах», который занимал в то время пост мэра Стамбула, пришлось провести 4 месяца в тюрьме за проявление исламистских настроений, какими была признана декламация им на демонстрации стихотворения: «Минареты – наши штыки, купола – наши шлемы, мечети – наши казармы, а верующие – наши солдаты». Коррупционные и уголовные скандалы вокруг прозападной партии Т. Чиллер «Верный путь» и крайне правой Партии националистического движения нанесли сокрушительный удар по имиджу «светских» партий Турции. А публичное признание «20 требований», хоть и позволило Н. Эрбакану остаться у власти еще на несколько месяцев, но стало причиной резкого снижения популярности его партии, а в дальнейшем – и к закату его политической карьеры. В мае 2001 г. участь «Рефах» постигла и ее преемницу – партию «Фазилет» («Партия добродетели»).
Made on
Tilda