7.4

Политический процесс в Израиле

Автор лекции
Виктория Анатольевна Корочкина
доцент, кандидат политических наук
Израиль - «Национальный очаг»
Популярные в Израиле в 1950-е гг. идеи «плавильного котла» для евреев, эмигрировавших из различных стран и являвшихся носителями различных культур, не распространялись на значительную часть граждан нееврейского происхождения.

Наблюдались тенденции к обособленности различных этнических и этноконфессиональных общин.

Государство многими рассматривалось в качестве «национального очага» для всего еврейского народа, который наконец-то сможет себя почувствовать в безопасности и строить свою национальную жизнь.

В Декларации независимости Израиль определяется как «еврейское государство». Однако не все, а около 2 – 3 млн. израильтян (из 76 % граждан иудейского вероисповедания) соблюдают традиции по праздникам.

При этом в стране насчитывают: сефардов – прибл. 1,5 – 2 млн. человек, ашкеназов – около 50 % еврейского населения. Незначительное число евреев исповедует мессианский иудаизм. Ультроортодоксальных евреев – примерно 1 млн. человек (из 8 398 500 человек всего населения).

Кого понимают под словом сефарды?
Сефарды
Сфарад на иврите означает «Испания», а Сефарды – это субэтническая группа евреев, оформившаяся в средневековой Испании. Сегодня в Израиле сефардами считаются не только сефарды в узком смысле слова, но и собственно все евреи-репатрианты из арабских стран: йеменские, морокканскике, а также курдистанские, персидские, афганские, среднеазиатские, бухарские, грузинские, горские и кочинские евреи. Есть еще такое понятие как мизрахи, т.е. восточные евреи (на иврите слово «мизрахим» означает «восточный»). Можно услышать такую фразу: «В этом кафе обычно играет музыка мизрахи». В этом случае вы сможете действительно услышать «восточные мотивы», которые на неискушенный слух покажутся ничем иным как арабской музыкой.

Сефарды имеют определенные внешние отличия, но по внутренней своей части – едины и ортодоксальны. Они исповедуют иудаизм испанского (сефардского) канона. Среди них выделяется секта караимов, которая признает только Тору, а не Талмуд, и многими не считается вообще иудейской, хотя сами они считают себя потомками саддукеев – иудейской секты еще времен Второго Храма, т.е. периода с 516 г. до н.э. до его разрушения римлянами во главе с Титом в 70 г. н.э. во время Первой иудейской войны. А вот кто построил Первый храм и в какие годы?… Вопрос вам для размышления.

Ашкензы
Еще одна Субэтническая группа евреев, сформировавшаяся в Центральной Европе и насчитывающая от 8 до 11 млн. человек – ашкеназы. Германоязычные европейские евреи.

Они составляют большую часть (около 80 %) евреев мира. Проживают в основном в Северной и Южной Америке, Австралии и ЮАР.

В Израиле насчитывается около 50 % еврейского населения. Исповедуют иудаизм германского (ашкеназского) канона.

Во время Османской империи ашкеназы считались иностранными подданными, но, как и сефарды, обладали своими раввинатскими судами, религиозными школами и синагогами.

С началом Британского управления в Палестине в 1921 г. был избран Верховный раввинатский совет, возглавлявшийся двумя главными раввинами – сефардским и ашкеназийским. Эта традиция общинного двоевластия сохраняется и до наших дней.

Все подразделения современного иудаизма в основном присущи общине ашкеназов.

Ультраортодоксальные евреи
Напомню, ультраортодоксальных евреев насчитывается примерно 1 млн. человек. (из 8 398 500 чел. всего населения). Ультраортодоксальным евреям («традиционным евреям») присуща передача традиции следующему поколению. Основное их отличие от остальных – понимание того, что «еврейский народ является избранным, народом Торы, народом Всевышнего». В их понимании уйти от традиции – это все равно что отвернуться от Бога.
Хасиды
Направлением ортодоксии является Хасидизм («учение благочестия») – религиозное течение в иудаизме с первой пол. XVIII в. среди еврейского населения Речи Посполитой.

Возникли в результате катастрофы, так называемые «хмельнитщины», когда знатоки Талмуда попросту вырезались.

Согласно хасидскому учению, каждый, кто соблюдает заповеди Торы, еще при жизни способен стать цадиком –т.е. хранителем божественных тайн. Хасиды отличаются почитанием своих лидеров. Поэтому течения хасидизма формировались как группы последователей определенного ребе (что значит – духовного наставника). Различные течения хасидов свои названия получали по месту, где находилась резиденция («двор») ребе: любавические хасиды (они же хабадники), гурские хасиды (хасиды из польского города Гура-Кальварья).

Хабадники, например, более других в настоящее время развивают мистический иудаизм – каббалу.

Сатмарские хасиды, переселившиеся в Иерусалим из города Сатмарменемети (что сейчас территория Румынии), основали в 1935 г. антисионистское движение. Почему антисионистское? Потому, что образование Израиля они считают ничем иным, как продолжающейся катастрофой еврейского народа. Именно из этой философии следовало то, что они занимали проарабскую, проиранскую и пр. антиизраильские позиции. В частности, устраивали символические похоронные процессии в дни национальных праздников, в ходе которых сжигали государственные флаги. Они игнорируют выборы, отвергают правительственные дотации.

Сегодня несколько сот семей Нетурей-Карта живут в основном в районе Иерусалима Меа-Шеарим. На стенах Меа-Шеарима можно увидеть обращения и послания, осуждающие правительство, приравнивающие сионизм к нацизму и проклинающие местных жителей за совершаемые грехи. Такие, например, как установка телевизоров в домах.

Еще один из штрихов их политической ориентации: они презирают ультраортодоксальную партию Агудат-Исраэль.
Миснагеды
Миснагиды, или Миснагдим («противящиеся», «возражающие») – противники хасидизма из среды раввинов и руководителей еврейских общин. Это Литвацкое направление ортодоксии (или просто литваки).

Их деятельность изначально имела в основном полемический характер. Со временем религиозное мышление превратилось в оригинальный жизненный уклад и целостное мировоззрение. Идеологом такой активной оппозиции хасидизму принадлежит Виленском гаону Элияху Залману, поэтому Литва считается центром митнагдим.

В качестве сравнения: если в хасидизме на первом месте стоит авторитет и деятельность лидеров общин, то для миснагдим – раввинистическая ученость.

Атеистический народ зачастую называет их, а заодно и хасидов – «пингвинами», за внешнее сходство (по стилю одежды).
«Вязаные кипы»

И в завершение удостоим внимания своего рода «национальному лагерю» в иудаизме, или «религиозному сионизму».

Представителей этого течения прозвали «вязаные кипы». Дело в том, что по еврейской традиции, все мужчины (включая и мальчиков с 13 лет) должны обязательно покрывать голову, причем не только на улице, но и дома. Таким образом, кипа – традиционный головной убор мужчины.

Те, кого называли «вязаными кипами», с 1929 г. представляли собой молодежное крыло религиозно-сионистской партии «а-Поэль а-Мизрахи» («Мизрахи»), т.е. сегодняшней партии «Мафдаль».

Духовным лидером является рав Авраам Ицхак Кук – один из создателей теории религиозного сионизма или «ортодоксального модернизма»

Это направление развилось в качестве дополнения к литвакам и хасидам и, можно сказать, во имя объединения их всех.

Следует отметить, что религиозные сионисты широко представлены в армии, они – движущая сила движения поселенцев.

Made on
Tilda