7.1

Политический процесс в Израиле

Автор лекции
Виктория Анатольевна Корочкина
доцент, кандидат политических наук
Об Израиле
Израиль – государство, которое является наглядным примером мужественной борьбы народа за создание своего независимого государства во враждебной окружающей среде. Так, если Норвегия – самая мирная страна в мире, то Изариль в этом рейтинге, включающем 121 страну, занимает третью позицию с конца, опередив Ирак и Судан. Тем не менее, это государство – пример выстраивания современной экономической системы и создания действенных демократических институтов и активного гражданского общества. И все это оказалось совместимым с особой ролью религии и ее институтов, вовсе не отделенных от государства; этнической и религиозной идентичностью, доминирующей над гражданской идентичностью. Несмотря на относительно недавнюю историю своей восстановленной государственности в регионе, Израиль стал центральным фактором, оказывающим влияние на всю систему международных отношений.

Площадь Израиля составляет 20 770 км2.

С западной стороны Израиль омывается Средиземным морем, на севере государство граничит с Ливаном, на востоке – с Сирией и Иорданией, южные границы проходят вдоль Египетского Синая.

По статистике в Израиле плотность населения очень высока – 310 человек на км2. Объясняется это тем, что почти половина (48.4 %) еврейского населения страны проживает в центре Израиля. Только 10 % евреев живут на севере, поскольку там сосредоточена почти половина (45 %) арабского населения. На юге страны размещаются всего 72 человек на км2.

Численность населения Израиля – 8 398 500 человек. Из которых евреи составляют 75 %, арабы-мусульмане – около 18 %, арабы-христиане – 1,5 %, друзы (исповедующие исламскую религию, представляющую собой греческую философию с индийским влиянием) – 1,7 %. Остальные – около 4 %. Это те, кто не отнесены к какой-либо конфессии (главным образом лица еврейского происхождения, но не являющиеся евреями по материнской линии). Буддисты и индуисты присутствуют в Израиле в небольших количествах.

За последний год общая численность населения увеличилась на 139 000 человек.

Прирост еврейского населения – 1,8 %, арабского – 2.2 % в год.

По прогнозам к 2035 г., если существующие сегодня тенденции сохранятся, то население увеличится от 10 до 13 миллионов человек.

70 % граждан из еврейского сектора родились в стране после 1948 г.

Закон о возвращении дает право всем евреям, а также людям, имеющим еврейское происхождение, получить гражданство Израиля.

При этом право репатриации в Израиль не распространяется на евреев, принявших иную религию, кроме иудаизма.

Государственными языками Израиля являются Иврит и Арабский.

Распространены: Английский, Русский. Около 1 500 000 человек говорят по-русски и приехали из бывших стран СССР. Примерно каждый пятый – русскоговорящий.

Определенные части общества также используют идиш, испанский, французский, эфиопский, румынский, польский языки.
Общество переселенцев
Наибольшее стремление к созданию государства проявляли те еврейские общины, которые сталкивались с неравноправием, с невозможностью нормальной социализации, с отсутствием будущего для себя и своих детей. Это касалось, прежде всего, еврейского населения Российской империи и Восточной Европы, которое было особенно восприимчиво к любым, даже фантастическим планам решения еврейской проблемы.

Еврейское население Российской империи к концу XIX в. составляло более 5 млн. евреев – это самая многочисленная еврейская община.

Однако главной путеводной звездой для них были Соединенные Штаты Америки. И лишь относительно небольшая группа мечтала о Палестине как о единственной и желанной возможности реализации мечты о собственном независимом существовании и управлении.

Израиль справедливо считается переселенческим обществом. До сих пор иммиграция – важнейший ресурс демографического роста.

Кибуцианское движение (кибуц – сельско­хозяйственная коммуна в Израиле, характеризующаяся общностью имущества и равенством в труде и потреблении) имело огромное влияние на весь процесс становления Израиля. Оно воспитало израильскую элиту, заложило основы будущей армии, определило стиль руководства, сформировало доминирующую в обществе систему ценностей, особенно в первые годы существования государства, обеспечивало абсорбцию иммигрантов. Именно кибуцианское движение способствовало формированию границ будущего государства.

В 1930-е гг. в условиях арабского восстания кибуцы обеспечили колонизацию тех районов Палестины, где почти не было евреев. Была внедрена новая система строительства поселений, получившая название «Стена и башня». С заранее заготовленными материалами члены будущего поселения при поддержке военной организации Хагана (создана в 1920 г., командующий – Ицхак Саде, ветеран Красной Армии и марксист по убеждениям, он инициировал создание отрядов ПАЛЬМАХа в 1941 г.) прибывали на место и за несколько часов возводили высокий забор крепостного типа. Внутри двора ставили несколько жилых бараков и возводили деревянную башню – с нее обозревали окружающую местность, оттуда же связывались с соседними поселениями. Арабские пули такой забор не пробивали, а 30 – 40 поселенцев (обычное в те годы число) всегда отражали арабские атаки.

Ставка сионистов на этническую занятость и на создание закрытой экономики была одним из важных факторов их выживания и закрепления в Палестине, но одновременно она способствовала росту конфликтности между евреями и арабами.
Создание государства
Современное Государство Израиль имеет относительно недолгую историю своего существования.

За несколько часов до окончания Британского мандата на Палестину Народный Совет (из 37 сионистских лидеров) обнародовал Декларацию независимости и особым манифестом провозгласил себя Временным государственным советом – Высшим законодательным органом. Случилось это 14 мая 1948 г.

СССР был первым в мире государством, признавшим Израиль де-юре.

Однако борьба за создание государства началась гораздо раньше: ее возглавили лидеры политического сионизма, которым удалось воплотить в жизнь идею, казавшуюся в то время утопичной.
Давид бен-Гурион зачитывает Декларацию Независимости
Мозес Гесс
Леон Пинскер
Мозес Монтефиори
Одним из предтечей политического сионизма является Мозес Гесс (Германия), который в 1862 г. опубликовал книгу «Рим и Иерусалим».

Леон Пинскер (Россия) пытался объединить разрозненные группы под общим названием «Возлюбившие Сион» («Ховавей Цион»).

Также стоит вспомнить Теодора Герцля.

На покупку земли евреями в Палестине жертвовал лондонский финансист Мозес Монтефиори.

С момента образования Израиль не определяет себя ни как светское, ни как теократическое государство. Его особенность заключена в противоречии между демократической политической системой и этнорелигиозным характером государства, идентифицирующем себя как еврейское. В результате, государство по факту является правовым и имеет демократический характер в рамках своей этнорелигиозной самобытности. Проблемы безопасности определяют правовые нормы и приоритетны по сравнению с гражданскими и прочими свободами.

Для Государства Израиль и его политиков неразрывная связь с далеким прошлым, зафиксированная и отраженная в религиозной традиции, была призвана стать историко-культурным обоснованием возвращения евреев в Палестину, которые, по представлениям создателей государства, пронесли уникальным образом через тысячелетия свою особую культуру и психологический тип.

Еврейские молитвы выражали стремление вернуться к Сиону. Тысячелетний призыв «в будущем году в Иерусалиме» является важной частью иудейского ритуала.

Наибольшее стремление к созданию государства проявляли те еврейские общины, которые сталкивались с неравноправием, с невозможностью нормальной социализации, с отсутствием будущего для себя и своих детей. Это касалось, прежде всего, еврейского населения Российской империи и Восточной Европы, которое было особенно восприимчиво к любым, даже фантастическим планам решения еврейской проблемы.
Made on
Tilda