5.2

Особенности политического развития современной Индии

Автор лекции
Виктория Анатольевна Корочкина
доцент, кандидат политических наук
В новое и новейшее время в истории Индии началось своеобразное реформаторство социально-политических идей индуизма. Речь идет об обновлении и модернизации концепций прошлого. У истоков этого течения стояли такие великие реформаторы, как, например, Сарасвати, Рамакришна, Вивекананда. Эти имена можно отнести к представителям течения, которое стало именоваться «цивилизаторством» Востока, поскольку они не ставили вопрос о достижении независимости. Но уже в XIX в. в Индии появились деятели более радикальных взглядов, одним из них был Тилак – индийский националист, социальный реформатор и борец за независимость, первый лидер индийского движения за независимость.

Позже, в XX в., радикализм, связанный с концепцией независимости ассоциируется с именами Махатмы Ганди и Джавахарлала Неру.

Политический деятель, философ, один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании. Представители современной индийской семьи политиков Ганди к числу их потомков не принадлежат. Вообще, «Махатма» означает «Великая душа». Этот титул впервые к имени Мохандасу Ганди применил знаменитый индийский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе – Рабиндранат Тагор.

Ганди проповедовал философию ненасилия, будучи, в том числе, под влиянием идей Льва Толстого, с которым он состоял в переписке. Социально-политическое и религиозно-философское учение Ганди – гандизм – это то, на чем базируется индийское национальное согласие.

Тилак – как один из лидеров Индийского национального конгресс – незадолго до своей смерти объявил его своим преемником.


Махатма Ганди был убежден, что неприкасаемость должна быть изгнана полностью из всех сфер жизни, и доказывал, что институт неприкасаемости находится в противоречии с индусским принципом единобытия.
В 1921 г. Ганди возглавил ИНК, но вышел из него в силу расхождений взглядов с однопартийцами на национально-освободительное движение. В борьбе за независимость Индии М. Ганди старался применять методы ненасильственного сопротивления: так, по его инициативе индийцы бойкотировали английские товары и учреждения, а также демонстративно нарушали ряд законов.

Одновременно Ганди вел непримиримую борьбу с кастовым неравенством. Он был убежден, что неприкасаемость должна быть изгнана полностью из всех сфер жизни, и доказывал, что институт неприкасаемости находится в противоречии с индусским принципом единобытия. Самих неприкасаемых он называл «хариджанами», что означает «дети божьи». Добиваясь уничтожения дискриминации хариджанов, Ганди действовал собственным примером: он разделял с ними трапезу, ездил в вагонах третьего класса (из-за чего его прозвали «Пассажир третьего класса»), объявлял в защиту их прав голодовки. Однако он никогда не признавал за ними особых интересов в общественной жизни, не боролся за резервацию для них мест в учреждениях, учебных заведениях, законодательных органах. Он был против обособления неприкасаемых как в обществе, так и в национально-освободительном движении.

Хотя Ганди не смог добиться коренного изменения положения неприкасаемых, но его заслуга была в том, что первая конституция Индии официально запретила дискриминацию неприкасаемых.

Принцип ненасилия Ганди был принят ИНК применительно к борьбе за свободу Индии. Но в то же время Конгресс не распространял этот принцип на оборону во внешней агрессии.

Махатма Ганди пользовался огромным влиянием как среди индусов, так и среди мусульманского населения Индии. Он всячески старался примирить эти враждующие группировки и отрицательно отнесся к разделу в 1947 г. бывшей британской колонии на светскую республику Индия с преобладанием индуистского населения и мусульманский Пакистан.
В июне 1947 г., в соответствии с декларацией английского правительства, вице-король Индии Маунтбеттен приступил к реализации плана по разделу Индии на два государства – Хиндустан (индусское население, Индия) и Пакистан (мусульманское государство). Князьям предоставлялся выбор: войти в один из двух доминионов или сохранить прежние отношения с Британской короной, но уже без права доминиона для их княжеств.

Таким образом, Учредительное собрание Индии разделилось на два собрания – Хиндустана и Пакистана. Раздел был завершен 15 августа 1947 г. после того, как план Маунтбэттена обрел юридическую силу в качестве закона короля Великобритании о независимости Индии. На смену прежней колонии пришли два доминиона: Индийский Союз и Пакистан. Разделенные по религиозному признаку, оба государства с самого начала оказались резко враждебными по отношению друг к другу. Само их формальное размежевание происходило в огне резко обострившейся индо-мусульманской вражды, порой в обстановке жестоких гонений и кровавой бойни (по некоторым подсчетам, только в Пенджабе резня и погромы унесли около полумиллиона жизней). Ситуация еще более усугублялась тем, что княжествам давалось право свободного выбора, вследствие чего ряд князей-мусульман на территории Индии, вопреки воле индуистского населения княжеств, присоединились к Пакистану. В результате одно из княжеств – Кашмир – оказалось разделенным.

Кровавые столкновения вызвали многомиллионный поток беженцев и, как следствие, взрыв националистических и шовинистических настроений, жертвой которых пал пытавшийся погасить страсти Махатма Ганди, убитый в 1948 г. членом националистической группировки Хинду Махасабха.

Джавахарлала Неру, чье имя переводится с хинди как «драгоценный рубин», по праву является одним из самых видных политических деятелей мира. Неру был лидером левого крыла индийского национально-освободительного движения. Под наставничеством Махатмы Ганди стал председателем ИНК, а в дальнейшем, после обретения страной независимости, – первым премьер-министром Индии.

Он оставался на этом посту вплоть до 1964 г., когда умер от сердечного приступа. Неру – отец Индиры Ганди и дед Раджива Ганди, которые были третьим и седьмым премьер-министром Индии соответственно.

Еще будучи активистом ИНК, Неру боролся за независимость Индии ненасильственными методами. Он получил европейское образование и усвоил западную культуру. Знакомство с учением Ганди помогло синтезировать европейские идеи с индийской традицией. Неру, как и другие лидеры ИНК, исповедовал доктрину Махатмы Ганди. В тюрьме он провел около 10 лет. Неру принял активное участие в инициированной Ганди кампании несотрудничества с колониальными властями, а затем – в кампании бойкота британских товаров.
Вступив в должность премьер-министра, во внешней политике Неру занял нейтральную позицию, подразумевающую независимость Индии как от западного, так и от восточного блоков. Вместе с Гамалем Абдель Насером и Тито он создавал Движение неприсоединения. Во внутренней политике Неру был активным сторонником вмешательства государства в экономику страны, признавая при этом частную инициативу в качестве основного функционального двигателя для гармоничного экономического и социального развития.

Большинство индуистского населения доверяло ИНК. На выборах 1947 г. соратники Неру завоевали 86 % всех мест в парламенте. Неру удалось добиться присоединения к Индийскому Союзу почти всех индийских княжеств: 555 из 601. В 1954 г. к Индии были присоединены французские, а в 1962 г. – португальские анклавы на побережье.

В январе 1950 г. по инициативе Неру Индия была провозглашена светской и демократической республикой. При этом Индия оставалась членом Британского содружества наций, т.е. сохраняла привычные связи с прежней метрополией. Конституция Индии включала в себя гарантии основных демократических свобод и запрет дискриминации по признакам религии, национальности или касты.

По Конституции в Индии была введена так называемая «вестминстерская система». Главой государства является Президент, который имеет широкие полномочия, но действует «по совету премьер-министра». Реальная власть сосредоточена в руках премьер-министра, который обязан иметь большинство в нижней палате парламента. Выборы происходят по мажоритарной системе, т.е. побеждает тот кандидат, который набрал голосов больше, чем любой иной соискатель, вне зависимости от явки избирателей и процента набранных голосов. Кандидатов выставляют партии, также могут быть выставлены независимые кандидаты.

Мажоритарная система приводит к тому, что процент голосов, отданных за ту или иную партию, не совпадает с процентом мест в палате, полученных этой партией. Незначительные подвижки в процентном соотношении набранных голосов могут приводить к кардинальным изменениям в распределении мест в парламенте.
Парламент осуществляет тесный контроль над исполнительной властью. При коалиционной политике это особенно очевидно. Отказ поддержать правительство даже одной из мелких партий коалиции чреват отставкой правительства.

Индия официально определена в конституции как «Союз штатов», таким образом, она представляет собой федерацию. Хотя в целом федеральные власти имеют решающие прерогативы в управлении страной, штаты сохраняют значительную автономию. Там избираются свои Законодательные собрания, которые таким же образом образуют штатовские правительства во главе с главными министрами.

Президент назначает в штаты губернаторов, которые являются представителями центра на местах. Также назначаются главы округов и начальники областей. Все эти лица являются членами Индийской административной службы, преемницы колониальной Индийской гражданской службы. Их жизнь подчиняется твердым правилам: каждый год – повышение зарплаты; каждые три года – продвижение по службе; в 55 лет – выход на пенсию. На уровне деревни или группы деревень центральную власть представляют «чиновники по развитию» (грам-севаки).

Постепенно также развивается местное самоуправление, строящееся снизу. Создается, таким образом, прочная сеть из властей различных принципов легитимизации. Эта система хорошо работает при доминировании одной партии. Штатовские правительства избираются по всем демократическим нормам, но при этом подчиняются партийной дисциплине и по серьезным проблемам не противоречат желаниям центра. Административная вертикаль также формируется Президентом, т.е. федеральным правительством. Местное самоуправление, в свою очередь, старается быть в ладу с правящей партией, поскольку от нее зависит решение многих насущных вопросов.

Судебная власть и в центре, и на местах функционирует в соответствии с европейским стандартом.

Индийский национальный конгресс (ИНК) являлся типичной доминантной партией в течение всего периода Неру и некоторое время после этого, что видно из числа собиравшихся им голосов в различных слоях индийского населения. Среди его активистов (200 – 300 человек) сельские жители составляли 28 %, служащие – 24 %, предприниматели – 25 %, интеллигенты – 18,5 %. При этом руководство партии оставалось высококастовым. Партия побеждала, выставляя в качестве кандидатов представителей высоких каст. Например, в населении штата Махараштра брахманы составляют 16 %, «небрахманы», т.е. средние касты – 66 %. Но в парламенте 45,9 % депутатов-конгрессистов от этого штата представляли высшие касты, и лишь 10,5 % – средние.
Made on
Tilda