2.1

Незападные демократии и азиатские политические системы. Япония

Автор лекции
Виктория Анатольевна Корочкина
доцент, кандидат политических наук
В ведущей современной мировой политологии англо-саксонской традиции сравнительной политологии, есть тенденция, суть которой заключается в том, что широкий статистический кросстрановой анализ не является единственным типом сравнительных исследований. Исследователь должен взвесить все «за» и «против» различных подходов.

Соответственно, с этой точки зрения, иногда полезнее «опуститься вглубь» одного национального государства, для того чтобы проанализировать, что отличает политическую систему одного государства от другого. Кроме того, сравнительному анализу может подвергнуться одна и та же «единица», но в разные временные отрезки, т.е. возможен и кроссвременной анализ одного государства, либо даже политического института «внутри» национального государства.

Один из классиков западной политологии – Л. Пай – не только признал наличие «незападного» политического процесса, но и сформулировал 17 закономерностей, которые определяют его специфику:

1. В незападных обществах политическая сфера не четко отделена от общественных и личных взаимоотношений.
2. Политические партии обычно выступают представителями определенного мировоззрения, определенного образа жизни.
3. Большое число разных клик является характерной чертой незападного политического процесса.
4. Особенности политической лояльности предоставляют лидерам политических групп незападных обществ весьма высокую степень свободы в выборе как долговременной, так и краткосрочной стратегии.
5. Оппозиционные партии и претендующие на власть элиты часто становятся инициаторами революционных движений.
6. Для незападного политического процесса характерно отсутствие интеграции его участников; это является производной отсутствия единой системы коммуникации в обществе.
7. Незападный политический процесс отличается высокими темпами рекрутирования новых политиков.
8. Для незападного политического процесса характерны серьезные различия в политических пристрастиях разных поколений.
9. Отсутствие в незападном политическом процессе единого мнения по поводу легитимности целей и средств политического действия.
10. В незападных обществах процесс принятия политических решений слабо зависит от интенсивности и масштаба политических дискуссий.
11. Там очень высока взаимозаменяемость политических ролей.
12. Для незападного политического процесса характерно наличие сравнительно малого числа организованных групп интересов, обладающих определенной функциональной ролью.
13. Лидеры незападных стран стремятся к достижению популярности во всем обществе, не разделяя его на группы.
14. Аморфный характер аполитического процесса незападных стран способствует тому, что позиции их лидеров по вопросу международных отношений определены более четко, чем по вопросам внутренней политики.
15. В незападных государствах эмоциональный и экспрессивный аспекты политики зачастую преобладают над процессом разрешения проблем и определения государственной политики.
16. Главенствующим типом лидерства в незападных сообществах является харизматический.
17. Незападные политические системы функционируют в основном без участия политических брокеров.

Подходы к определению специфики восточных обществ
Существует два подхода к определению специфики восточных обществ в рамках мирового комплексного регионоведения.
Согласно первому подходу с античности произошло разделение политических структур на два типа: западные и восточные. В обществах западного типа:
  • структурирующий характер имеют рыночно / частнособственнические отношения;
  • там доминирует товарное производство;
  • там отсутствует централизованная власть;
  • соответственно там существовало демократическое самоуправление общины, которое впоследствии переросло в структуру, в сегодняшних западных обществах получившую название «гражданского общества».
В восточных обществах (в отличие от западных) не было господствующей роли частной собственности, а доминировала общественная и государственная собственность. В восточных обществах не было норм права, которые защищали частнособственнические отношения, там превалировала государственно-общинная форма ведения хозяйства, и государство в силу этого доминировало над обществом, а не наоборот.

В соответствии с альтернативным объяснением/вторым подходом специфики восточных обществ, особенности социального строя на Востоке определялись следующими параметрами:

  • Права индивида на Востоке существовали и охранялись только по отношению к другому индивиду, а права индивида по отношению к государству отсутствовали.
  • Собственность на землю на Востоке была разделена на две части:
1. Собственность на землю как на территорию с подвластным населением. Эта собственность на налог находилась у правящего слоя, который одновременно составлял административный аппарат государства.
2. Была еще собственность на землю как на объект хозяйства, которая принадлежала землевладельцам и налогоплательщикам. Такая ситуация определяла наличие двух господствующих классов.
  • Предполагая наличие в восточном обществе двух господствующих классов, специфику восточного социума определяется так:
1. Стойкая многоукладность, сопровождавшая весь процесс исторического развития.
2. Более длинные исторические эпохи.
3. Постоянное сопротивление «культур-полуцивилизаций».
4. Необходимость в институтах компенсации неоднородности населения и неравномерности развития этнической общины, а значит, там гипертрофированная роль государства и религии, которые играют централизаторскую, цементирующую и унифицирующую роль в обществе.
5. В таких обществах капитализм имел неоднородный и анклавный характер, что определило как экономическую, так и политическую специфику их развитий.

  • Специфика политического мира в обществах западного типа:
1. «Технологическое отношение к миру.
2. Общества западного типа основаны на принципе неопределенности: политика в них – игра, основанная на равенстве шансов и неопределенности конечного результата.
3. Общества западного типа основаны на атомарно-номиналистическом принципе, в соответствии с которым действует принцип гражданского договора.
4. Они основаны на принципе разделения власти, при этом власть должна быть выбрана, осуществляться большинством, но регулироваться обязательными конституционными правовыми нормами.
5. Они основаны на системно-функциональном принципе, в соответствии с которым не так важно содержание элемента системы, как та функция, которую этот элемент выполняет.
6. В них существует принцип отделения ценностей от интересов, в соответствии с которым в области политики не решаются смысловые вопросы бытия.
7. Общества такого типа пропагандируют «открытое общество».
Основополагающие принципы общества восточного типа
Принцип воздержания от волюнтаристской активности: знаменитая концепция древнекитайской политической филосфии у-вэй («недеяния») и ее сегодняшнее дэнсяопиновское воплощение «переходить реку, нащупывая камни», т.е. в восточном мире нет «деятеля» («преобразователя») в «западном» смысле этого слова.

Восточные общества основаны на теократическом принципе.

В обществах восточного типа действует принцип уравнительной справедливости.

Государственность является сакрализированной, воспроизводится в локальных сообществах как высшая ценность.
Вырисовывается следующее противопоставление Запада и Востока:

  • Запад антропоцетричен, Восток теоцентричен.
  • Запад ориентирован на материальные ценности, Восток – на духовно-религиозные.
  • На западе частная собственность и товарное производство ориентированы на рынок, на Востоке есть власть-собственность.
  • На западе церковь отделена от государства, на востоке религия освящает политическую традицию.
  • На западе ориентация на будущее, на востоке – ориентация на вечность.
  • На западе рациональный путь постижения истины, на востоке – истинный путь постижения истины.
  • На западе процесс познания сведен к познающей активности субъекта – на востоке – процесс познания – духовное постижение на интуитивном уровне.
Концепция азиатской культуры
Восточноазиатская культура - доминирующую роль играет китайская цивилизация.

Южноазиатская культура с доминирующей в ней индийской цивилизацией.

Ближневосточная культура - превалирует исламская цивилизация.
Ценности, формирующие культуру конфуцианской Азии:

  • Иерархический коллективизм, патерналистская меритократия.
  • Семья выше собственного «я».
  • Коллективные интересы и гармония, межличностное взаимодействие и приспособляемость.

Поскольку эти ценности не являются исключительно азиатскими, демократия может работать в Азии, но с учетом того, что модернизация не означает автоматического избавления от авторитаризма.
«Гипотеза азиатских ценностей» Ли Куан Ю и Ким Дэ Чжун
Ли Куан Ю полагал, что Западная демократия, опирающаяся на индивидуальные права, не подходит для Восточной Азии, следовательно, процветание азиатским обществам принесет сохранение пяти самых важных видов отношений в конфуцианстве: любовь между отцом и сыном; долг между правителем и подданным; почтение между мужем и женой; превосходство старших над младшими; доверие между друзьями.

Ким Дэ Чжуна препятствие для демократизации в Азии видел в сопротивлении авторитарных правителей. Он уверен в том, что культура Азии и так богата философскими учениями и традициями, ориентированными на демократию.
Made on
Tilda